Kulupa (kulupa) wrote,
Kulupa
kulupa

Category:

Киевские дачники: полноценный дачевладельц

Александр Анисимов "Вестник Недвижмости"
Итак, чтобы быть полноценным дачевладельцем («святошинцем» и не только), девяносто лет назад, требовалось соблюдение Обязательного санитарного постановления, фрагменты которого (возможно, весьма ценные для современных дачников), приводятся ниже. Строго регламентированная «обыденность», спасала тогдашнее общество от всевозможных, свойственных нашей эпохе «беззаконий мелкого масштаба».
«Дачевладельцы обязаны содержать в чистоте прилегающую к их дачам половину улицы и не выбрасывать на них никаких гниющих предметов, как-то: трупов животных, гнилого мяса, рыбы и т.п., а также навоза и мусора.
Выравнивание улиц в роде засыпки промоин, может производиться только с разрешения санитарных попечителей.
Воспрещается выпасать и вообще оставлять бродить по улицам скот. Бродячий скот может быть арестован владельцем усадьбы, подле которой будет найден.
На улицах и шоссе, лежащих в районе дачных поселков запрещается останавливаться для ночлега приезжающим подводам...
Вывозимый мусор не должен быть рассыпаем по дороге. Сжигание мусора в усадьбах допускается или ранней весной или же по окончании дачного сезона не ранее сентября».
Эти правила дополнялись новыми жесткими пунктами по мере того, как Святошин все более превращался в курорт. Климат Святошинского леса, по мнению известных светил медицинской науки имел целебную силу. Знаменитый терапевт Феофил Гаврилович Яновский рекомендовал селиться здесь легочным больным и сердечникам. Правда, цены за престижные участки «кусались», а поэтому, хозяевами местных дач становились прежде всего обеспеченные семейства города.

Святошин - Центральный пруд

Очень метко подметил Осип Мандельштам основное занятие самых почетных жильцов шикарных загородных особняков, «где однодумы-генералы свой коротают век усталый, читая «Ниву» и Дюма. Особняки, а не дома».



А вот информация, адресованная любителям быстрой езды. В начале прошлого века скорость движения автомобилей в пределах населенных мест Киевского уезда не могла превышать 5 верст в час на оживленных улицах и 10 верст на второстепенных. Каждый автомобиль имел металлические ярлыки с обозначением номера. Уездная Управа взимала за это удовольствие 10 рублей в год. Кроме того, во время езды вечером, предписывалось, чтобы на автомобиле были зажжены фонари: два спереди и один сзади, освещающий номер. При этом передний левый фонарь снабжался зеленым стеклом (совсем как на фюзеляже современного авиалайнера). Следовало принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля, подавать сигналы при приближении к перекресткам и перед всеми крутыми поворотами. За невыполнение этих требований владельцы автомобилей подвергались штрафу в три тысячи рублей (сумма просто фантастическая), а водители - аресту на три месяца с лишением права управления транспортным средством.
В начале века страна пережила «велосипедный бум». Хотя самый недорогой велосипед стоил 75 рублей, а значит, приобрести его могли далеко не все, тем не менее, специализированные магазины выдавали «двухколесного коня» во временное пользование всем желающим лицам старше 12-ти лет за очень умеренную плату. А поэтому седлали его и гимназисты, и уважаемые дамы,и состоятельные господа.
Велосипедисты, которые поначалу вели себя, как взбредет в голову, вынудили власти разработать специально для них свои обязательные правила. «На перекрестках улиц езда должна быть обязательно тихая. Во всех местах скопления публики, или экипажей и возов, ездок должен сойти с велосипеда или мотоциклетки и провести машину в руках.
Не допускается употребление для предупреждения лиц, встречаемых и обгоняемых, вместо звонка — сирен, рожков или других каких-либо инструментов. Очень быстрая, гоночная и в перегонку езда, равно, как и езда без руля и звонка, а в ночное время, без зажженного фонаря, воспрещается.
При встречах и настигании церковных или похоронных процессий, велосипедист должен сойти с велосипеда и провести его в руках. Передавать номера своего велосипеда или мотоциклетки другому лицу воспрещается».
Как известно, дачные поселки изобилуют всевозможной домашней живностью, главную касту которой и сегодня составляют коты и собаки. В Святошине нередко фиксировались случаи бешенства бродячих собак, а поэтому все домашние четвероногие друзья осчастливливались Уездной Земской Управой, которая выдавала тридцатикопеечный ярлык и значок, прикрепляемые к ошейнику. Собаки, не имевшие такого «паспорта» отлавливались будочниками в «утилизационный завод» для уничтожения. Правда, в течение четырех дней владелец пойманной без ярлыка собаки мог добиваться ее возвращения. Не за просто так. Каждый день пребывания собаки в ведомстве подрядчика обходилось ее хозяину в двадцать пять копеек. '
В Святошинском дачном поселке за все время его существования освоили 450 участков. Имея деньги, можно было при этом «прикупить» часть леса. Для лиц, занимавшихся легковым извозным промыслом, была установлена специальная такса. Так, проезд по поселку в один конец, согласно прейскуранту, обходился пассажиру в 20 копеек, а за час езды полагалось платить полтинник. Причем, для крытых экипажей на резинах (за дополнительные удобства нужно и платить соответственно), такса повышалась вдвое.
В сезон население Святошина достигало 12 тысяч человек. Гостем Святошина мог быть и почтенный киевлянин, и какой-нибудь кузен Лариосик из Житомира.
Естественно, в этой популярной местности возник обширный рынок. Владельцу базарной площади вменялось производить ее ежедневную уборку и очистку. Интересны выдержки из инструкции, многие пункты которой сколь свято соблюдались тогда, столь свято не выполняются в наше сплошь и рядом «базарное» время:
«Места приготовления, хранения и торговли съестными припасами ни в каком случае не должны служить местом для жилья или спанья кого бы то ни было.
Мясные лавки должны быть содержимы в полной опрятности. Стены, полки и столы должны быть выкрашены белой масляной краской, а полы ~ желтой, причем в состав краски не должны входить свинцовые соединения. Верхние доски столов, где раскладывается разделанное мясо, покрываются цинковыми листами. Торговцы мясом одеваются в холщовые балахоны с рукавами, но отнюдь не в передники без рукавов. Как мясо вообще, так и телятина, не должны быть надуваемы для придания им лучшего вида.
Молоко, выпускаемое в продажу, должно быть чистым, без подмесей и не разбавленным водой.
Посуда и покрышки должны быть безукоризненной чистоты. Отпускать продукты разрешается только в чистую оберточную бумагу. Пищевые продукты, признанные недопустимыми к употреблению, уничтожаются после составления медико-полицейского протокола».
Между прочим, все открытые в Святошине парикмахерские, бани, купальни и прачечные общественного пользования подчинялись киевским правилам (установленным для населенного пункта первого класса).
Дачники из «ранишнего» времени прекрасно описаны Чеховым, Буниным, Куприным... Возможность узнать подробности имеются у всякого, кто умеет читать и любит художественную литературу.

Г.П. Светлицкий "Дачники"

Г.П. Светлицкий "Дачники"

Для тех, кто не совсем знаком с постановкой дачного дела в годы советской власти, сообщу, что тогда размеры участка не могли превышать шести соток, а высота домика - один этаж. Регламентировалось количество высаженных на участке фруктовых деревьев. Администрация имела право вырубить лишние деревья и кусты, либо требовать уплаты специального налога, а то и штрафа. Имея специальное, одобренное партийным и советским руководством, разрешение на содержание домашней живности (определенное число курей, гусей, уток или свиней, коз, коров), хозяин участка был обязан отчитываться "поштучно» за каждую из «особей».
Современный дачный бум в котором роли первых скрипок исполняют «новые украинские», в большинстве своем лишь бледное подобие прошлых времен. Имея огромные средства, на все тех же шести сотках или прикупленных к ним еще шести, возводятся нелепые в архитектурном отношении «дворцы-казематы». Некоторые откровенно напоминают «тюремные замки». С чего бы это? Скученность зданий на участках столь велика, что словно Кай и Герда, детишки хозяев новых дач могут ходить друг к другу в гости через окна своих хоромин.
Мне остается с грустью констатировать, что сегодня от былого курортно-санаторного поселка Святошин, от Пущи-Водицы, дачной Старой и Новой Дарницы, а равно и от множества других дореволюционных дачных селений Киева почти ничего не осталось.
Исчезли знакомые с детства киевлянам среднего и старшего поколения святошинские «просеки». Жалкие останки некогда добротных дач еще можно увидеть в редком мелколесье, уцелевшем при строительстве мощного жилого массива. Уничтожены фруктовые деревья, в частности, яблони, сливы, абрикосы и вишни, многие из которых плодоносили(!) до недавнего времени. Совсем, как у Раневской получается! Срубили «Вишневый сад» под самый корень! Не способствуют улучшению экологии гигант отечественного машиностроения завод «Красный экскаватор" (а ведь вспомним, что строить в этой местности крупные промышленные предприятия категорически запрещалось), и Авиационное производственное объединение. Отнюдь не благообразный вид имеет рынок, организованный у станции метро «Святошин».
В «ничейном» лесу, примыкающему к массиву, мусора, оставленного современными «господами» отдыхающими больше, чем самих деревьев. Здесь в пору строить завод по утилизации мусора и прочих отходов. Озера и речка этой некогда престижной дачной местности нынче просто в ужасающем состоянии. Похожая ситуация и в дачной местности Пуща-Водица. Создается впечатление, что многие из современников живут по принципу «после нас - хоть Потоп!». Возможно, когда кто-нибудь прочтет главу этой книги в году эдак 2050-м, ситуация станет иной, ибо очень хочется надеяться, что придет время, когда появятся на нашей киевской земле люди, которые станут наконец-то бережно относиться к природе!


Tags: Святошин, живопись, отдых, открытка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments